Сформулируем общие правила безопасности, которые позволят пожилым людям уберечься от мошенников:
Ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям, что бы они ни предлагали, что бы ни обещали, чем бы ни пугали. Если незнакомцы за дверью настаивают, можно позвонить в полицию.
Следует повесить на видном месте список телефонов коммунальных, социальных, аварийных служб, полиции, районной поликлиники, газовой службы, горячей линии банка и мобильного оператора, чтобы в случае сомнений самим звонить туда.
Все нужные покупки делать в проверенных магазинах, где обозначена цена, есть гарантия качества и не подошедший товар можно вернуть. Не стоит покупать товары с рук или на уличных распродажах, даже если там обещают огромные скидки. Обычно так сбывают дешевый некачественный товар по завышенным ценам.
Не следует вступать в беседу по телефону с незнакомыми абонентами, даже если они называют человека по имени-отчеству, знают его адрес и диагноз. Если они запугивают, торопят, надо немедленно положить трубку, а потом позвонить близким.
Следует записать рядом со списком телефонных номеров завершающую разговор фразу, например: «Спасибо за информацию, я вам перезвоню», чтобы пожилой человек, на которого будет оказано сильнейшее психологическое давление, не забыл эти слова и смог повесить трубку.
Не стоит заниматься самолечением и самостоятельно, под влиянием рекламы или чьих-то советов, покупать медицинские препараты и приборы. Не бывает лекарств и приборов, которые способны вылечить все болезни, а тем более – старость. Обещать это могут только мошенники. По всем вопросам, связанным со здоровьем, надо обращаться к врачу в поликлинику, а выписанные им препараты покупать в аптеках.
Не стоит оформлять на свое имя банковские карты, кроме той, на которую приходит пенсия.
Ни в коем случае нельзя обращаться за микрокредитами и микрозаймами – это начало кабалы, из которой невозможно выбраться.
Не стоит принимать участие ни в каких акциях, конкурсах, лотереях и викторинах, если для этого требуется заполнить анкету, указать свои паспортные данные и расписаться. Недобросовестные люди могут воспользоваться этим для заключения кредитного договора. Не надо откликаться на предложения что-то выиграть, бесплатно получить приз или подарок. Мошенники завлекают обещаниями, а сами выманивают деньги. Бесплатных товаров не бывает, как и конкурсов с простыми вопросами и ценными призами.
Нельзя никому сообщать ПИН-код банковской карты, сотрудники банка никогда не просят сообщить эту информацию, так делают только мошенники. Нельзя записывать ПИН-код на карте, хранить эту информацию в сумке или кошельке. ПИН-код надо выучить наизусть.
Не стоит принимать поспешных решений, не посоветовавшись с родными и близкими и не обдумав все как следует. Нельзя подписывать договоры и другие документы, не прочитав их, даже если менеджер торопит. Если договор подписан, нельзя допускать замены документа или каких-то его страниц.